среда, 18 января 2012 г.

Давайте обсудим


Мысли об образовании

автор - Татьяна САВЧЕНКО

Сегодня в обществе довольно активно обсуждается тема образования и развития подрастающего поколения. Неудовлетворенность существующей системой образования, понимание ее бесперспективности в столь быстро меняющемся мире заставляют искать альтернативные подходы.
Время перемен?

На страницах газеты «2000» неоднократно привлекалось внимание читателей к этой проблематике. Но при этом решение сводилось лишь к выбору одного из двух возможных вариантов: копирование западных/восточных/чужих стандартов образования или восстановление мощной системы советского образца. Альтернативные предложения пока оставались за пределами нашего привычного мышления и не вызывали в обществе необходимого отклика – чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.

Частичные же нововведения только усугубляли ситуацию, увеличивая давление на педагогов и в свою очередь на учеников. Результат – отсутствие целостных знаний и желания учиться у школьников, стремление к уходу от реальности в виртуальные миры, преобладание среди молодежи потребительского образа жизни и т.д. и т.п. А в среде педагогов результатом стало профессиональное выгорание и четкая тенденция к снижению профессионального уровня молодых кадров, поскольку система высшего образования находится в аналогичной ситуации.

Можно ли разорвать этот замкнутый круг?

Поскольку ситуация с образованием требует принятия кардинальных мер в ближайшие годы, мы понимаем всю сложность их осуществления, связанную с естественным сопротивлением системы. Тем не менее предлагаем свой взгляд на возможное решение этой глобальной задачи.

Не станем вдаваться в критику существующей системы образования. Все, что было в ней хорошего, принесло пользу в свое время. Сегодня же перед обществом стоят другие – глобальные задачи, требующие других знаний и другой глубины этих знаний. А нынешняя система лишь «пожирает» временной ресурс у подрастающего поколения и дает на выходе «нечто», не связанное с реалиями современной жизни. И никакие полумеры не смогут этого изменить.

Дети получают огромный (за 11–12 лет!) багаж всего, что они практически не умеют применить в реальной жизни. Т.е. огромный багаж поверхностных отрывочных знаний обо всем, которые не успевают даже зафиксироваться на уровне понимания, осознания. В этой свалке, конечно, есть много полезного. Но отыскать его в нужный момент бывает так же трудно, как и найти нужную информацию в интернете без хорошего поисковика.

Оценка успеваемости стала самоцелью, а не вспомогательным, стимулирующим фактором в процессе обучения. «Сдал – забыл» – традиционный подход к «обучению».

Несмотря на это, некоторые школьники стараются самостоятельно получить востребованные в сегодняшнем мире практические знания и навыки в интересных им сферах деятельности. Они объединяются в сообщества и делятся растущим опытом с другими, используя всемирную паутину. И часто это происходит в ущерб школьной успеваемости. Большинство же просто ходят в школу, растрачивая впустую свое время и получая соответствующий «заряд бодрости» со стороны педагогов, родителей. И к тому же, формируя целый букет психологических зажимов, комплексов (иногда проявляющихся через демонстративную раскрепощенность) и прочих «приобритений», которые обещают бурно прорасти во взрослой личной и профессиональной жизни.

Почему для сегодняшних реалий уже не годится советская система, из которой выросли великие ученые, инженеры и другие специалисты высокого уровня? Потому что мир изменился. Огромный поток информации, доступность знаний из почти всех сфер жизни, науки и техники, мгновенное устаревание технологий, высокий уровень существующих достижений говорят о том, что невозможно охватить это все при традиционных подходах к обучению. При этом уже для многих не секрет, что существуют технологии, позволяющие воспринимать информацию быстро и в больших объемах, если в этом есть необходимость.

Сегодня большая роскошь пользоваться медлительными и тяжеловесными техниками обучения, а тем более, если они еще и объединены в 11—12-летнюю систему.
Поиск альтернативы

Современность требует быть постоянно в курсе новейших тенденций, открытий – иначе мгновенно отстаешь от жизни и по окончании учебного заведения становишься гордым обладателем устаревших и никому не нужных знаний. Хотя, у нас пока это неважно, ведь ты получаешь «пока еще важную» в некоторых отраслях «корочку»! Но с каждым днем, месяцем, годом таких «отраслей» становится все меньше, и «корочки» все менее ценятся. Увы. Это мировая тенденция.

Снова начинают цениться реальные знания и навыки, умение применить «знаемое» на деле, причем в любой сфере деятельности. И знания нужны другие. И те, которые еще не устарели, должны быть целостными, а не отрывочными. А фундаментальные знания должны сидеть в мозгу «на уровне инстинктов» и применяться автоматически. Причем, фундаментальные – не значит большие по объему, а наоборот – основные, главные.

Так неужели, чтобы идти в ногу со временем, мы должны напичкать детей еще большим объемом постоянно обновляющейся информации, используя пресловутые «новые технологии»?!

Конечно нет. Они (дети) это смогут сделать (или не сделать) сами, когда станут достаточно взрослыми и будут понимать, какие именно знания им нужны и в каком количестве. А наша задача – поддержать их. Не сделать за них выбор, а только поддержать! Это очень важный момент. Ведь чтобы делать выбор за другого, нужно быть экспертом в этом вопросе (по крайней мере желательно). А кто может взять на себя ответственность «быть экспертом по поводу жизни другого человека»?! Только он сам! Хотя, конечно, многие взрослые грешат этим, считая себя более компетентными в жизненных вопросах, чем дети… Наверное, они в свое время плохо учились в школе и невнимательно изучали историю… когда происходила смена эпох и многие знания устаревали, а люди продолжали действовать «правильно», но по-старому, и терпели фиаско…

Сейчас именно время смены эпох. Изменения происходят молниеносно. Поэтому нужно учитывать то, что наши дети начинают жизнь в мире, неизвестном даже для нас – взрослых. И чем дольше мы, взрослые, будем «строить из себя» экспертов жизни, тем большими будут потери времени, тем больше детей так и не получат возможность реализовать заложенный в них потенциал. А техногенные катастрофы, экономические кризисы и другие «приятные глобальности» требуют нестандартных подходов и высокопрофессиональных специалистов уже сегодня. Понимаю, что ломать – не строить, но система «указки сверху», на мой взгляд, должна выполнить свою последнюю, но важную миссию – дать возможность зародиться новой системе гособразования и… с чувством выполненного долга отправиться на заслуженный покой. Проблема – что делать с людьми, профессиональная деятельность которых связана с этой системой? Очевидно, те, кто сможет принять роль сопроводительную – вполне могут продолжить деятельность в новой структуре – сопровождающей образовательные процессы, т. е. помогающей, а не наставляющей.

Итак, какой же должна быть новая государственная система образования? Скажу сразу: здесь вы не увидите чего-то сверхъестественного. Многое уже успешно работает в негосударственном секторе, в различных частных образовательных учреждениях, ориентированных на VIP-клиентов, и даже точечно применяется в государственных школах. Но мы предлагаем взглянуть на ситуацию более комплексно.

Таким образом, главный ориентир – на развитие индивидуального потенциала каждого ученика. Эта тенденция уже набрала мощные обороты во всем мире. При этом, конечно, возникают новые трудности, связанные с управлением нестандартными личностями. Но и это преодолимо, правда требует способности уважать право другого быть самим собой.

Одним из важнейших факторов, влияющих на возможность качественно и целостно воспринимать информацию, является интерес. Поэтому лишь после того, как возник интерес к получению определенных знаний, они могут быть глубинно (не поверхностно!) восприняты и усвоены. Это значит, что пока у учащегося не возник интерес – нечего тратить свои и его нервы и время на впихивание ему в мозги неактуальной для него информации. Это слишком большая роскошь и сомнительное удовольствие в нынешнее время.

Безусловно, непростая задача – выявить и «включить» у каждого ребенка этот внутренний запрос-мотивацию.

А как, например, маленькие дети могут знать, «что им нужно знать»? Не глупо ли это звучит? Уж кто-кто, а маленькие дети, пока взрослые их не собьют с толку, точно знают, что они хотят знать… Почему заканчивается возраст «почемучек»? Потому что все стало ясно или потому, что взрослые начинают учить тому, что «нужно»? И становится некогда изучать то, что интересно? А то, что интересно, попадает в разряд «ерунды» или «бреда»?

Что делать с теми, кто уже «пострадал» от прежней системы обучения или от отдельных «хороших людей» и «не знает, что он хотел бы знать», или «ему вообще ничего не интересно». Ответ – не верю! Не верю, что в нормальных условиях человеку, а тем более ребенку может быть «вообще ничего не интересно». У каждого свои интересы, но они могут находиться вне школьной программы. И пока эти интересы не удовлетворены, вся эта «ваша учеба» ему будет неинтересна, и знания не будут усвоены. Спросите, кто этим должен заниматься, если и так педагогических кадров не хватает?

В том-то и дело, что существующая система не в состоянии справиться с этой проблемой, но в то же время плодит ее во все больших масштабах. Только изменив систему, можно убрать деструктивное давление на педагогов и учеников, создающее препятствия на пути к взаимопониманию.

Может, стоит позволить детям познавать этот мир естественным путем? Сначала возникновение потребности в знаниях – затем удовлетворение этой потребности. А не наоборот, когда происходит удовлетворение несуществующей потребности впрок. Это раньше говорили, «знания за плечами не носить», а сегодня их столько, что и в голове все уместить невозможно. Поэтому и держать это нужно на уровне глубинного понимания – за которое, правда, оценки ставить сложно.

Очевидный вопрос: как же быть с оцениванием знаний каждого из учеников, если к тому же все они будут учиться по «собственной программе интересов»? Так вот. Оценки уже сегодня меньше всего говорят об уровне знаний. Они могут говорить о наличии/отсутствии всевозможных взаимоотношений, способов влияния, симпатиях и пр.

Поэтому считаю, что оценивать стоит только усвоение обязательных знаний и навыков по шкале «усвоил/не усвоил». Причем, если «не очень хорошо усвоил» – это «не усвоил», т.к. дальше «ну никак».
Школа нового образца?

Чему же должна учить новая «школа»? В первую очередь чувствовать и понимать себя и окружающих, а еще эффективно взаимодействовать! Это уровень младшей школы. Это все достаточно легко обеспечивает игровой формат. Причем в игровом формате можно отлично обучать и письму, и чтению и другим знаниям и навыкам, соответствующим сегодняшней школьной программе. Но делать это, пробуждая интерес у детей и удовлетворяя этот интерес. Не для обязаловки, а ради удовольствия! Удовольствие от ощущения собственного развития и от заряжающего энергией осознания «Я могу!» способно пробудить интерес даже у самого безразличного ученика. Главное – хоть раз это прочувствовать.

Во вторую очередь – эффективно искать интересующую информацию, работать с ней (включая систематизацию и хранение), определять приоритеты, осуществлять выбор, принимать решения.

Такая «школа» должна помогать и в освоении знаний по классическим предметам, но делать это по-другому и в соответствии с «индивидуальной программой интересов» каждого ученика.

Здесь уже может работать модульная система обучения. При этом обучение должно проводиться не по изучению отдельных предметов, а целостных явлений, рассматриваемых с точки зрения разных наук. Причем в первую очередь должны рассматриваться явления, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Таким образом, у учащихся уже сформировано целостное восприятие явления и становятся более понятными научные тонкости. Кому интересно, может переходить к углубленной проработке темы. Для многих детей базовых знаний по отдельным предметам/темам достаточно, но они должны быть усвоены на все 100%. Т.е. обязательным должен быть «обязательный минимум», на освоение которого каждый ученик может тратить столько времени, сколько необходимо лично ему.

В-третьих – практическое применение полученных знаний не дожидаясь «когда исполнится 14». Т.е. создание действующих внутришкольных «компаний», занимающихся реальной, а не фиктивной деятельностью: от журналистики до производства чего-либо в зависимости от интересов учащихся. Точнее даже, практическая деятельность должна выступать стимулом для появления потребности в новых знаниях. Любой сегодняшний школьный предмет можно изучать сквозь призму любой отдельно взятой реальной деятельности. Главное – живой интерес учеников.

Если известный педагог Макаренко в далекие смутные и тяжелые времена смог «из ничего» да с очень проблемными «кадрами» наладить учебно-воспитательный процесс, то в наше время просто стыдно считать, что у нас такое невозможно. Конечно, нужны взрослые координаторы – специалисты в определенных видах деятельности. Но это можно организовать при желании. Желающие найдутся. Главное – при практической деятельности и возникает большинство «запросов» на новые теоретические знания.

Основной тормоз – сложившаяся система запретов, наставлений, отчетов и цифр, ставящая во главу угла «бумажки самообмана», за которые мы платим судьбами наших детей.

А что вы думаете по этому поводу? Что вас устраивает, а что нет в существующей системе образования? Как вы считаете, можно ли провести 11 лет жизни более эффективно, чем так, как проводят их наши дети? И что для вас значит «эффективно»? Чему стоит учить наших детей и как?

Комментариев нет:

Отправить комментарий